Содержание номера N 2 (40) Приложение

История, философия

Богданов С.В., Рябуха А.С. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАРГАЛИНСКОГО ДРЕВНЕГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

В статье приводится обзор основных этапов функционирования Каргалинских рудников - уникального историко-археологического комплекса памятников горного дела Северной Евразии. Анализируется история изучения территории рудников. Характеризуются основные историко-археологические памятники различных эпох. [файл.pdf]

Ковылин Д.А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В статье рассматривается роль кооперации в проведении социальной политики на Южном Урале в начале ХХ века, ее культурно-просветительная функция. На основе архивных источников автор анализирует социокультурный аспект деятельности потребительской и промысловой кооперации региона, ее вклад в решение социальных проблем в исследуемый период. [файл.pdf]

Попов Д.И. ЛИГА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СИБИРЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье характеризуются условия функционирования и основные направления деятельности Лиги народного образования. В начале XX века она была наиболее массовым обществом, распространившим свою организационную и культурно-просветительную работу на всю территорию империи, в том числе и Сибирь. [файл.pdf]

Любичанковский В.А., Любичанковский С.В. ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ НАУЧНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

На основании изучения исторической литературы выделяются различные интерпретации присоединения Украины и Сибири к России. Проводится методологический анализ с целью выяснить, можно ли устранить их многовариантность. На этой основе делается попытка выяснить причины многообразия научных интерпретаций исторических событий. [файл.pdf]

Лисина Е.А. МАТРИЧНАЯ ПРИРОДА РИТУАЛЬНОГО ДЕЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ)

В статье представлен взгляд на ритуал как, во-первых, на матричное онтологическое измерение, обладающее свойствами проецирования характеристик различных феноменов и явлений; во-вторых, как на онтологическое измерение, имеющее своим основанием этико-социальную сущность, или природу. В наиболее чистом виде этико-социальную парадигму выражают жизнедеятельность и мировидение древнекитайской цивилизации. Поэтому в целях конкретного иллюстрирования теоретических постулатов изложены примерные схемы зависимостей между методологическим смыслом ритуала и теоретическим обоснованием духовных (в частности, даосских и конфуцианских) концепций, а также охарактеризована сущность теории ритуала по А. Ван Геннепу и В. Тэрнеру (то же - методологический смысл ритуала) применительно к культурно-историческим, метаисторическим, духовным реалиям китайской цивилизации; на конкретных примерах прослежены механизмы их корреляции. Подчеркивается мысль, как и каким образом символическое пространство обозначается ритуалом как духовным подвигом. [файл.pdf]

Хрипун В.И. ЭСТЕТИКА А.Ф. ЛОСЕВА

В данной статье рассматриваются онтологические категории эстетики, лежащие в основании художественного выражения, составляющего предмет науки эстетики. [файл.pdf]

Павлидис В.Д. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В статье проанализирован значительный фактический и статистический материал, касающийся развития математического образования в реальных гимназиях и училищах России. Автор подробно останавливается на реформах среднего образования 1864 и 1872 годов, их результатах, влиянии на уровень математического образования в учебных заведениях реального типа. Изучение учебных планов гимназий и реальных училищ позволило выделить основные тенденции в развитии этих учебных заведений. [файл.pdf]

Шебаршова Н.Б., Махрова М.В., Кожухов А.Н. КАКОЙ БЫТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В РОССИИ

В статье раскрыты основные понятия и основные принципы избирательной системы РФ. Избирательная система - это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также избираемых должностных лиц. В постсоветской России используются две разновидности избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная. В статье рассмотрены достоинства и недостатки двух избирательных систем и перспективы развития избирательной системы РФ. [файл.pdf]

Филология

Мушаев В.Н. КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОРЯДКА КОМПОНЕНТОВ КАЛМЫЦКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ)

Придерживаясь принципа системности проявления семантико-синтаксических функций единиц всех синтаксических уровней, учитывая современные разработки лингвистов в данном направлении, в статье рассмотрены вопросы последовательности частей сложного предложения и текста в коммуникативном плане на материале современного калмыцкого языка. [файл.pdf]

Нифанова Т.С. ОЦЕНКА СВОЙСТВ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЕ К НИМ ЭМОЦИЙ В РАЗНЫХ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ АНГЛИЙСКОГО, ФРАНЦУЗСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

В статье впервые выявляются сходства и различия в семантической организации английского, французского и русского языков, которые отражают эмоционально-оценочное отношение представителей сопоставляемых лингвокультур к таким явлениям природы, как водные источники, облака, дождь, ветер. Впервые межъязыковой анализ лексики проводится на основе разработанной автором методики. [файл.pdf]

Песина С.А. ИНВАРИАНТ МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА В СВЕТЕ ПРОТОТИПИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ

Статья посвящена проблеме инвариантности, являющейся важной в плане возможности постулирования семантической общности значений многозначного слова. Сформулированы критерии идентификации такого содержательного ядра, носящего название "лексический прототип". Практическая часть включает интерпретацию значений английского многозначного слова с позиций когнитивной лингвистики, то есть на основе когнитивных образов. [файл.pdf]

Корбут А.Ю., Москальчук Г.Г. ПРИНЦИП СИММЕТРИИ В КЛАССИФИКАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА И ЕГО ОБЪЯСНЯЮЩАЯ СИЛА

В статье предлагается новая классификация повторов в тексте, рассматривающихся как элементы симметрии. Определяется их сущностная роль в свете развиваемого авторами направления лингвистических исследований, которое названо текстосимметрикой. Рассматриваются подстройки глубинной структуры текста под развертывающееся содержание, обусловленные размером текста и его жанром. Выделены 2 группы подстроек с различными симметрологическими паттернами: адаптационная подстройка (в ней актуальны все виды симметрии, кроме винтовой) и подстройка, обеспечивающая глобальную упорядоченность формы (с преобладанием в структуре текста трансляционной, зеркальной, масштабной и винтовой симметрии). [файл.pdf]

Дымова И.А. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В СТРУКТУРЕ СТИХОТВОРНЫХ НОВЕЛЛ Н.А. НЕКРАСОВА

В статье анализируются 28 новелл Н.А. Некрасова с точки зрения такого константного жанрового признака, как их населенность персонажами. Новеллы описываются в разных аспектах: антропонимика; глобальные /периферийные/ внесценические персонажи и их функция в сюжетной динамике; речевые и портретные характеристики, диалоги, монологи и участие персонажей в массовых сценах. Персонажи произведений Некрасова рассматриваются на фоне пограничного жанра - баллады и стихотворных новелл других поэтов середины XIX века. [файл.pdf]

Борисова И.М. КУРСИВ И "ЧУЖОЕ СЛОВО" В СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А. НЕКРАСОВА

В статье рассматривается курсив как способ маркирования различных видов "чужого слова": цитат, аллюзий, реминисценций, автоцитат, иноязычных слов, внутренних цитат. "Чужое слово" показано как предпосылка появления курсива. [файл.pdf]

Жаплова Т.М. СИМВОЛИЗАЦИЯ И МЕТАФОРИЗАЦИЯ УСАДЕБНОГО АРХЕТИПА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

В статье рассматриваются усадебные символы и метафоры в поэзии пушкинской поры. Выявлены наиболее типичные и новаторские приемы создания метафорической модели "дворянского гнезда" в творчестве А.С. Пушкина, поэтов его круга. [файл.pdf]

Бекасова Е.Н. О ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

В статье излагаются основные результаты исследования механизмов генетической организации языка, которые позволяют объяснить различия в судьбах отдельных групп праславянских рефлексов, а также особенности их вхождения и взаимодействия в системе русского и церковнославянского литературных языков, диалектов и фольклора. [файл.pdf]

Педагогика, психология, образование

Семенова Н.Г. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Рассмотрены методики проведения лекционных, практических и лабораторных занятий с применением мультимедийных педагогических средств в зависимости от используемых методов обучения. За основу взята классификация И.Я. Лернера и М.К. Скаткина, состоящая из пяти методов обучения, в которой в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. [файл.pdf]

Кожанова М.Б. УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. В ней проводится всесторонний анализ готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к работе по осуществлению регионально-этнической направленности содержания процесса воспитания и обосновывается необходимость создания концепции и программы этнопедагогизации воспитательного процесса в детском саду. [файл.pdf]

Сафронова Е.М. ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА КАК СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

В статье предпринята попытка представить основное назначение школьного воспитания как формирование нравственно-смыслового отношения школьника к образованию. Анализ целей, миссии, смысловых ориентиров воспитательной деятельности современной общеобразовательной школы позволил выделить названное назначение школы как приоритетное, соответствующее ее природе, ключевой функции, традиции. [файл.pdf]

Каримов З.Ш. ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье профессиональная компетентность учителя рассматривается в системе взаимосвязанных компонентов: психологические, профессионально значимые личностные качества, интеллектуально- педагогическая компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность. Исследуется значимость системы и ее компонентов в профессиональной деятельности учителя, в условиях усиления интеграционных и интегративных процессов в образовании. [файл.pdf]

Присяжная А.Ф. МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В данной статье на основе модельно-модульного анализа и в контексте личностно ориентированного и праксиологического подходов рассматривается проблема прогностической компетентности будущих учителей. Автором предлагаются учебно-познавательная, профессионально-подготовительная, консультативно-обучающая модели ее формирования. Работа содержит рекомендации по выбору моделей формирования прогностической компетентности будущих учителей для разных типов учебных заведений. [файл.pdf]

Зотова Н.К. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Педагогическое проектирование ввиду разнообразных функций, выявленных нами в статье, широко используется в образовательных исследованиях и практике образования. Обучение этому виду деятельности руководителей и педагогов необходимо, поэтому осмысление педагогической сущности явления и теоретических идей построения обучения актуально. [файл.pdf]

Ланкина М.П. МЕТАМОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ФИЗИКОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматривается метамодель подготовки физиков и преподавателей физики в классическом университете как иерархия моделей различного уровня общности. Обсуждаются теоретико-методологические основания и ядро концепции подготовки этих специалистов. Используются системный и деятельностный подходы на методологическом, дидактическом и методическом уровнях описания объекта исследования. [файл.pdf]

Гагарин А.В. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ПРИРОДООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье раскрываются структурно-типологические особенности природоориентированной деятельности учащихся как важнейшего психолого-педагогического условия, способствующего эффективному формированию экологического сознания. [файл.pdf]

Владов Д.Ю., Бендас Т.В. ЗНАЧИМОСТЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ДЗЮДОИСТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования спортсменов-дзюдоистов разного уровня спортивного мастерства и их тренеров-экспертов. Установлена связь между уровнем спортивного мастерства и значимостью инструментальных лидерских качеств. Выявлена различная весомость 10-ти наиболее важных лидерских качеств у 4-х категорий испытуемых-спорстменов: новичков, разрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта. [файл.pdf]

Степанов А.Г. ТЕХНОЛОГИЯ СИНТЕЗА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ*

Предлагается процедура синтеза содержания обучения информатике студентов экономических специальностей высшей школы России на основе существующей системы обучения, деятельностных моделей и компетентностного подхода. В качестве примера ее использования проводится синтез содержания обучения по вопросам социальной информатики и информации в природе. [файл.pdf]

Степанова Т.Е. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ, В РОССИИ

В статье исследуется возможность перехода России от индустриальной фазы развития к экономике, основанной на знаниях. Анализ существующих позиций ученых - экономистов и практиков позволил автору выделить два подхода: центростремительный (пессимистический) и центробежный (оптимистический) - и определиться с собственной позицией по данному вопросу. [файл.pdf]

Белоновская И.Д. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ

В статье анализируется психолого-педагогическая проблематика интеграции учреждений среднего и высшего профессионального образования в университетском комплексе. В качестве важнейшего показателя качества профессионального образования рассматривается динамика профессионального самоопределения студенчества. Приводятся исследования интеграционных процессов в образовательном пространстве Оренбургской области. [файл.pdf]

Горб В.Г. АКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ

[файл.pdf]

|содержание|информация для авторов|редколлегия|архив|abstract|обложка|