N7(17) Ноябрь 2002 г.

"Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку - моему ученику..."
В.А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Омельник под Кременчугом; умер он 2 сентября 1970 года _ в самом начале нового учебного года. Последняя его работа - годовой план школы на новый учебный год; последние его ученики - шестилетки, с которыми он занимался в созданной им "Школе радости". Педагогический талант Василия Александровича проявился рано. Еще до войны с 17 лет он работает учителем, а затем, после окончания филологического факультета Полтавского пединститута - завучем. Тяжело раненный подо Ржевом в 1942 г., он, до конца не излечившись, руководит школой в Удмуртии, затем заведует роно на родной Кировоградчине. А в 1948 г. Василий Александрович Сухомлинский оставляет административную работу и занимает один из самых высоких педагогических постов - пост директора средней школы. Павлышская школа была обычной, рядовой школой; знаменитой ее сделал Сухомлинский.

"Каждый ребенок был миром - совершенно особым, уникальным", _ писал Сухомлинский. Это действительно так, но какая пропасть между пониманием этих слов. Как легко повторять их с кафедры и как трудно познать эту истину и принять ее для живого, сиюминутного поступка. Но только человек, для которого каждый ребенок действительно уникальный мир, только такой человек способен установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать, только тот и способен воспитывать.

Сухомлинский автор многочисленных работ по проблемам практической педагогики. Занимался вопросами руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемами умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания детей. В своей школе он создал оригинальную целостную педагогическую систему, основанную на доверии и уважении к личности ребенка, превращении учебы в творческий процесс, ограничении сферы влияния коллектива на личность, воспитании без наказания, убежденность в том, что человека можно воспитывать только добром.

Практически в каждой российской школе есть книги Сухомлинского. Лучший способ понять этого человека - взять его труды с полки, еще раз прочесть, предложить их тем, кто, может быть, еще не читал: педагогам, родителям, детям, студентам. Учитель из Павлыша был убежден, что педагогика должна стать наукой для всех.

В конце 60-х гг. В.А. Сухомлинский, педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН РФ, АПН СССР, Герой Социалистического Труда, выходит на новый уровень творчества - создает свои принципиальные произведения "Сердце отдаю детям", "Наша добрая семья", "Рождение гражданина". Понимая, что дни его во многом сочтены, он обращается к вечности и высказывает ряд идей, которым и сейчас еще не пришло время для воплощения в школьной практике.

Творчество Василия Александровича Сухомлинского есть высшая ступень современной педагогики. И оно не подлежит забвению.

Редколлегия
Contents
Содержание
Abstract
Аннотации
Редакционная коллегия
Информация для авторов
Архив
  Acrobat Reader
|содержание|информация для авторов|редколлегия|архив|abstract|обложка|